« НазадРоль государственного регулирования в стимулировании инновационной активности в области управления системой транспортной безопасности: анализ и перспективы. 19.07.2024 20:30В контексте стремительного наращивания глобальных транспортных потоков и увеличения количества жителей городов обеспечение эффективного управления системой транспортной безопасности приобретает не только важное, но и неотъемлемое значение для повышения безопасности и устойчивого развития городской среды. Проблематика данного исследования остается сегодня актуальной ввиду возрастающей роли транспорта в современном обществе и всесторонней необходимости минимизации рисков и угроз, возникающих в данной сфере. Проблемы, связанные с обеспечением транспортной безопасности, являются многогранными и требуют комплексных исследований и системного подхода к их решению. Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства [1]. Она занимает ключевое положение в современном обществе, поскольку она непосредственно влияет на жизнь и здоровье людей, а также на экономическое развитие. Обеспечение безопасности в транспортной системе позволяет обеспечить корректное функционирование и взаимодействие различных видов транспорта, пассажиров, грузов и пешеходов, что в свою очередь минимизирует риски и потенциальные угрозы. Существующие системы управления транспортной безопасностью уже получили своеобразное закрепление, однако фактический анализ позволяет отметить их потребность в постоянном совершенствовании и приспособлении к недавним вызовам. Быстрый технологический прогресс, появление новых видов транспорта, изменение поведенческих схем участников транспортного движения и демографические изменения сопровождаются инновационными рисками и требуют своевременного принятия соответствующих мер для повышения уровня безопасности. Государственное регулирование в области обеспечения транспортной безопасности представляет собой практическую деятельность органов государственной исполнительной власти, которые осуществляют принятие, выполнение, использование, соблюдение и применение правовых норм, нацеленных на обеспечение транспортной безопасности [1]. Оно играет неотъемлемую роль в стимулировании инновационной активности в сфере управления системой транспортной безопасности. Обеспечение безопасности в транспортной сфере является одним из главных приоритетов государства, поскольку оно непосредственно влияет на жизни и благополучие граждан, а также на социально-экономическое развитие общества в целом [2]. Для привлечения инноваций в управлении системой транспортной безопасности государство использует разнообразные механизмы регулирования: 1. Нормативно-правовое регулирование. В этом контексте государство разрабатывает и внедряет законы, постановления, стандарты и нормы, которые регулируют деятельность в сфере транспортной безопасности. Это включает в себя установление требований к безопасности транспортных средств, организации дорожного движения, обеспечению безопасности пассажиров и грузов и так далее. Нормативно-правовое регулирование создает необходимые условия для развития и успешной реализации инноваций. 2. Финансовое регулирование. Государство может предоставлять финансовую поддержку инновационным проектам и научным исследованиям в области транспортной безопасности. Это может включать предоставление грантов, субсидий, льготных кредитов и других финансовых механизмов для стимулирования разработки новых технологий, оборудования, методик и подходов, направленных на повышение безопасности в транспортной системе. 3. Организационное регулирование. Государство может создавать специализированные учреждения, агентства или центры, которые занимаются координацией и поддержкой инноваций в области управления системой транспортной безопасности. Эти организации осуществляют мониторинг, анализ и оценку инновационных проектов, проводят исследования и разработки, обеспечивают консультации и помощь в получении необходимых разрешений и сертификаций. Они также выполняют функции по пропаганде инноваций и обмену опытом между участниками К сожалению, в современной среде стимулирование проявляется в основном нормативно правовым регулированием. И представляет собой следующие законодательные и нормативные правовые акты в области обеспечения транспортной безопасности [4]:
А также другие правовые акты правительства российской федерации и министерств. Основная проблема управления системой транспортной безопасности и соответственно стимулирования инновационной активности заключается в том, что создание безопасной инфраструктуры практически полностью передано в руки коммерческих структур. Наблюдается недостаток адекватной системы поощрения и наказания для генеральных подрядчиков, что снижает их стимул вкладывать значительные ресурсы в создание устойчивой и эффективной инфраструктуры, обеспечивающей транспортную безопасность долгосрочно при должном обслуживании. В настоящее время действующие штрафы лишь стимулируют бизнес ограничиться созданием минимально приемлемого уровня безопасности. Одно из решений этой проблемы может быть внедрение системы поощрений и привилегий за качественно созданную транспортную безопасность, либо создание нового независимого государственного органа, который самостоятельно будет осуществлять оценку необходимых решений для создания безопасной инфраструктуры. В настоящее время, несмотря на экспансию дорожного движения, остаются нерешенными ряд проблем, требующих непременных мер для их разрешения. Одной из таких проблем является постоянное снижение категорий мостов и путепроводов в целях сокращения затрат на их оснащение. Однако такой подход не является конструктивным, поскольку полностью игнорирует необходимость обеспечения безопасности и стабильности данных объектов. Для решения данной проблемы необходимо пересмотреть критерии категоризации инфраструктурных объектов на основе системного анализа накопленной статистики [3]. Важно учесть действительные угрозы, с которыми сталкиваются эти объекты, а также возможные последствия незаконных вмешательств или аварийных ситуаций. Одним из решений может быть разработка более сложной системы классификации, основанной на многоуровневых критериях. Такая система должна в большей мере учитывать технические характеристики, возможные последствия аварийных ситуаций, а также возможности перегрузки и неправильного использования данных объектов. Это позволит более точно определить уровень безопасности, необходимый для каждого конкретного объекта, и обеспечит более эффективное распределение ресурсов на обслуживание и модернизацию инфраструктуры. На данный момент, с целью обеспечения устойчивого и эффективного развития транспортной системы, создания стимула для инноваций, крайне важно активно заниматься проблематикой управления транспортной безопасностью. Для достижения этих целей требуется реализация масштабных мер, способных эффективно и системно решать все возникающие проблемы в этой сфере.
Список литературы
|