Главная
/
Статьи
/
Роль государственного регулирования в стимулировании инновационной активности в области управления системой транспортной безопасности: анализ и перспективы.

Роль государственного регулирования в стимулировании инновационной активности в области управления системой транспортной безопасности: анализ и перспективы.

« Назад

Роль государственного регулирования в стимулировании инновационной активности в области управления системой транспортной безопасности: анализ и перспективы.  19.07.2024 20:30

В контексте стремительного наращивания глобальных транспортных потоков и увеличения количества жителей городов обеспечение эффективного управления системой транспортной безопасности приобретает не только важное, но и неотъемлемое значение для повышения безопасности и устойчивого развития городской среды.

Проблематика данного исследования остается сегодня актуальной ввиду возрастающей роли транспорта в современном обществе и всесторонней необходимости минимизации рисков и угроз, возникающих в данной сфере. Проблемы, связанные с обеспечением транспортной безопасности, являются многогранными и требуют комплексных исследований и системного подхода к их решению.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства [1]. Она занимает ключевое положение в современном обществе, поскольку она непосредственно влияет на жизнь и здоровье людей, а также на экономическое развитие. Обеспечение безопасности в транспортной системе позволяет обеспечить корректное функционирование и взаимодействие различных видов транспорта, пассажиров, грузов и пешеходов, что в свою очередь минимизирует риски и потенциальные угрозы.

Существующие системы управления транспортной безопасностью уже получили своеобразное закрепление, однако фактический анализ позволяет отметить их потребность в постоянном совершенствовании и приспособлении к недавним вызовам. Быстрый технологический прогресс, появление новых видов транспорта, изменение поведенческих схем участников транспортного движения и демографические изменения сопровождаются инновационными рисками и требуют своевременного принятия соответствующих мер для повышения уровня безопасности.

Государственное регулирование в области обеспечения транспортной безопасности представляет собой практическую деятельность органов государственной исполнительной власти, которые осуществляют принятие, выполнение, использование, соблюдение и применение правовых норм, нацеленных на обеспечение транспортной безопасности [1].

Оно играет неотъемлемую роль в стимулировании инновационной активности в сфере управления системой транспортной безопасности. Обеспечение безопасности в транспортной сфере является одним из главных приоритетов государства, поскольку оно непосредственно влияет на жизни и благополучие граждан, а также на социально-экономическое развитие общества в целом [2].

Для привлечения инноваций в управлении системой транспортной безопасности государство использует разнообразные механизмы регулирования:

1. Нормативно-правовое регулирование. В этом контексте государство разрабатывает и внедряет законы, постановления, стандарты и нормы, которые регулируют деятельность в сфере транспортной безопасности. Это включает в себя установление требований к безопасности транспортных средств, организации дорожного движения, обеспечению безопасности пассажиров и грузов и так далее. Нормативно-правовое регулирование создает необходимые условия для развития и успешной реализации инноваций.

2. Финансовое регулирование. Государство может предоставлять финансовую поддержку инновационным проектам и научным исследованиям в области транспортной безопасности. Это может включать предоставление грантов, субсидий, льготных кредитов и других финансовых механизмов для стимулирования разработки новых технологий, оборудования, методик и подходов, направленных на повышение безопасности в транспортной системе.

3. Организационное регулирование. Государство может создавать специализированные учреждения, агентства или центры, которые занимаются координацией и поддержкой инноваций в области управления системой транспортной безопасности. Эти организации осуществляют мониторинг, анализ и оценку инновационных проектов, проводят исследования и разработки, обеспечивают консультации и помощь в получении необходимых разрешений и сертификаций. Они также выполняют функции по пропаганде инноваций и обмену опытом между участниками

К сожалению, в современной среде стимулирование проявляется в основном нормативно правовым регулированием. И представляет собой следующие законодательные и нормативные правовые акты в области обеспечения транспортной безопасности [4]:

  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  • Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»
  • Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»
  • Приказ Минтранса России от 07.09.2020 № 358 «О Порядке установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры»
  • Постановление Правительства от 03.10.2020 № 1595 «Об утверждении правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры».

А также другие правовые акты правительства российской федерации и министерств.

Основная проблема управления системой транспортной безопасности и соответственно стимулирования инновационной активности заключается в том, что создание безопасной инфраструктуры практически полностью передано в руки коммерческих структур. Наблюдается недостаток адекватной системы поощрения и наказания для генеральных подрядчиков, что снижает их стимул вкладывать значительные ресурсы в создание устойчивой и эффективной инфраструктуры, обеспечивающей транспортную безопасность долгосрочно при должном обслуживании. В настоящее время действующие штрафы лишь стимулируют бизнес ограничиться созданием минимально приемлемого уровня безопасности. Одно из решений этой проблемы может быть внедрение системы поощрений и привилегий за качественно созданную транспортную безопасность, либо создание нового независимого государственного органа, который самостоятельно будет осуществлять оценку необходимых решений для создания безопасной инфраструктуры.

В настоящее время, несмотря на экспансию дорожного движения, остаются нерешенными ряд проблем, требующих непременных мер для их разрешения. Одной из таких проблем является постоянное снижение категорий мостов и путепроводов в целях сокращения затрат на их оснащение. Однако такой подход не является конструктивным, поскольку полностью игнорирует необходимость обеспечения безопасности и стабильности данных объектов.

Для решения данной проблемы необходимо пересмотреть критерии категоризации инфраструктурных объектов на основе системного анализа накопленной статистики [3]. Важно учесть действительные угрозы, с которыми сталкиваются эти объекты, а также возможные последствия незаконных вмешательств или аварийных ситуаций.

Одним из решений может быть разработка более сложной системы классификации, основанной на многоуровневых критериях. Такая система должна в большей мере учитывать технические характеристики, возможные последствия аварийных ситуаций, а также возможности перегрузки и неправильного использования данных объектов. Это позволит более точно определить уровень безопасности, необходимый для каждого конкретного объекта, и обеспечит более эффективное распределение ресурсов на обслуживание и модернизацию инфраструктуры.

На данный момент, с целью обеспечения устойчивого и эффективного развития транспортной системы, создания стимула для инноваций, крайне важно активно заниматься проблематикой управления транспортной безопасностью. Для достижения этих целей требуется реализация масштабных мер, способных эффективно и системно решать все возникающие проблемы в этой сфере.

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
  3. Карманов М.В., Кузин С.И. Особенности статистической характеристики терроризма на транспорте // Вестник государственного университета управления. 2018. № 2. С. 147–152.
  4. Кожин И.А., Нормативно-правовые аспекты транспортной безопасности / И. А. Кожин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86711/ (дата обращения: 16.01.2024).


arch_logo
Сделаем скидку и проконсультируем бесплатно при заявке с сайта!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.
с 9:00 до 19:00 без выходных
129301, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Алексеевский, ул. Бориса Галушкина, д. 12, помещ. 1Ц
Online-заявка
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Обратный звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена